Терн (Марьяна Скуратовская) (eregwen) wrote,
Терн (Марьяна Скуратовская)
eregwen

Categories:
На некоем дамском сайте в разделе "культура" поместили статью о живописи, и, конечно, я заинтересовалась и пошла читать.
Знаете, не пожалела. :) Один из комментаторов упомянул Незнайку, который рифмовал "палка и селёдка". Статья эту рифму отлично иллюстрирует!

Елена Козюра
Живопись. Символы эпохи


Существует взгляд на искусство как на зеркало, отображающее реальность. И, действительно, в многочисленных картинах художников разных эпох и стран отразилась их эпоха. Уже поэтому они имеют историческую значимость и документальную достоверность.

Первая треть ХVIII века явилось временем бурных перемен, связанных с реформаторской деятельностью Петра I. Его реформы коснулись не только государственной, политической, экономической, военной и общественной жизни, но и науки, образования и культуры. В стране происходил бурный процесс европеизации, который позволил в кратчайшие сроки осуществить переход от средневековой Руси к новой России.
Именно в петровскую эпоху изменилось представление о роли человека, его достоинстве, его месте в обществе. Это время позволило людям из народа занять достойное место в общественной иерархии. Представление о личности формировалось по заслугам перед Отечеством, личностным качествам: знанию, таланту, предприимчивости, энергии, смелости, а не по родовитости, как это было принято раньше.
Новое представление о человеке отразилось во всех видах искусства, но, прежде всего, в жанре портрета: парадного, камерного, который проявил исключительный интерес к человеческой личности.

Кто же стал символом этой эпохи? Конечно, сам царь Петр I. Он, как нельзя лучше олицетворял то самое НОВОЕ ВРЕМЯ, приметы которого были видны во всем. Но наибольшая разница с прошлым бросалась в глаза в быту самого Петра, который окружал себя мастеровыми, ремесленниками, купцами, матросами, курил трубку, солоно шутил, дергал зубы своим приближенным, а главное, любил трудиться и находил в труде радость. Его кипучая энергия, простое обращение с людьми любого сословия, решительность, смелость – все это заставляло им восхищаться не только друзей, но и врагов. Его деятельность, устремления и помыслы были связаны с процветанием России. Он любил свою страну и заботился о ее процветании, как говорил сам "не щадя живота своего".
Но в отличие от художников-иностранцев, которые стремились представить Петра в образе полководца, правителя, портрет, созданный русским живописцем Иваном Никитиным, создает образ ЧЕЛОВЕКА.

Портрет поражает своим психологизмом, умением художника проникнуть в глубины внутреннего состояния Петра. Автор выбирает простую композицию: темный фон, форма круга - ничто не отвлекает нашего внимания от личности Петра. Ни одна деталь не говорит о том, что перед нами царь. Но зритель сразу понимает, что это - незаурядная личность: сильная, волевая, гордая. Петр смотрит проницательно и строго, во взгляде его громадная самоутверждающая сила и одновременно усталость, следы тяжких трудов, нелегкой жизненной борьбы, трагического духовного одиночества…

ХХ век во многом был переломным для человечества. По масштабу и насыщенности событиями он превосходил все предшествующие столетия. Огромным потрясением для мирового сообщества и, в частности, для граждан России стали события начала века: Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война и их последствия.
В скромном, даже аскетичном натюрморте К. Петрова-Водкина так не похожем на пышные застолья голландских мастеров отразилась целая эпоха, получившая название эпохи военного коммунизма, чьим гастрономическим символом стала селедка.

Селедку "выдавали", "получали" и "доставали", ею поддерживали слабеющие силы своих организмов жители Москвы и Петрограда. Селедку выменивали на калоши, дрова, шерстяные вещи. И к 20-м годам она постепенно становилась историей. Пожалуй, не найдется ни одного литературного произведения, написанного о тех годах, где бы ни упоминалась селедка. Вот, например, у Евгения Замятина: "Все от восемнадцати до пятидесяти были заняты мирным революционным делом – готовили к ужину котлеты из селедок, рагу из селедок, сладкое из селедок". Но, конечно, выразительнейшим памятником селедке 1918 года стал натюрморт Петрова-Водкина, который вы видите перед собой.

Придя к власти в октябре 1917 года, большевики по всей стране установили диктатуру пролетариата и его верного помощника крестьянства. Они утверждали ее не только силой оружия, но и с помощью искусства, доступного и понятного самым широким эстетически неподготовленным массам. Советская власть ставила перед собой цель воспитать "нового человека", строителя коммунистического общества. Символом новой советской эпохи стала скульптурная композиция "Рабочий и колхозница", созданная скульптором Верой Мухиной.

Герои монумента – это юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев нового государства, в торжественном порыве высоко взметнули серп и молот, эмблему Страны Советов. Скульптурная композиция чрезвычайно динамична, полна энергии, надежды на свершение новых трудовых подвигов, утверждения веры в светлое будущее молодой страны.

А что, на ваш взгляд, может стать символом современной эпохи?
Tags: o mores
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →