Терн (Марьяна Скуратовская) (eregwen) wrote,
Терн (Марьяна Скуратовская)
eregwen

Category:

Незнакомки эпохи Елизаветы "в положении".

Среди многочисленных портретов аристократок эпохи Елизаветы I мне встретились два совершенно особых. Оба написаны в конце XVI века, оба - кисти художника Marcus Gheeraerts II (их было двое - фламандцы, отец и сын, Старший и Младший, оба достигли успеха при дворе королевы, и Младший неоднократно писал её портреты).
Эти портреты изображают женщин в положении.

Первая незнакомка. Меня в своё время просто заворожило бледно-серое платье (цвет, крайне редко встречающийся на портретах той эпохи), усыпанное жемчугом, символом чистоты:



Этот портрет только несколько лет назад после тридцатилетнего перерыва вновь выставили на публичное обозрение - на выставке в галерее Тейт, посвящённой 400-летию со дня смерти художника. Как говорилось в статье, посвящённой выставке, "парадоксальным образом, именно во времена незамужней монархини в Англии родился жанр "портреты беременных". На них изображались женщины, которые, совершенно очевидным образом - даже подчеркнуто - были беременны. Во времена, когда женщине надлежало выносить много здоровых детей, чтобы продолжить имя семьи и усилить её влияние, такой портрет был зримым "доказательством" надежд на прололжение династии. В то же время деторождение почиталось столь опасным, что портрет должен был увековечить черты любимой женщины, которая вскорости могла умереть".

И ещё один портрет, из Гемптон-корта, известный как "Persian lady". Кто изображён на нём - тоже неизвестно.



Обратите внимание на роскошное платье незнакомки, вышитые на нём цветы (некоторые из них весьма напоминают розы Тюдоров), нечто вроде короны на голове оленя. Судя по всему, это очень знатная дама. На шее, на тонком шнурке - кольцо.

Некоторые полагают, что это портрет Елизаветы, действительно беременной от какого-нибудь возлюбленного, другие - что художник изобразил то, что могло бы произойти (замужества королевы и рождения наследника Англия ждала долгие годы), третьи - что это не Елизавета, и называют множество разных имён.. В общем, тайна.

А в правом углу картины написан сонет:

The restles swallow fits my restles minde,
In still revivinge still renewinge wronges;
her Just complaintes of cruelly unkinde,
are all the Musique, that my life prolonges.
With pensive thoughtes my weeping Stagg I crowne
whose Melancholy teares my cares Expresse
hes Teares in sylence, and my sighes unknowne
are all the physicke that my harmes redresse.

My onely hope was in this goodly tree,
which I did plant in love bringe up in care:
but all in vanie, for now to late I see
the shales be mine, the kernels others are.

My Musique may be plaintes, my physique teares
If this be all the fruite my love tree beares.


И, наконец, ещё один портрет, кисти Джорджа Говера, написанный раньше - в 1578. Снова незнакомка. В руке она держит marigold, ноготок - цветок, поворачивающийся к солнцу.



А это портрет более поздний, написанный в 1620 г., но всё тем же Гирертсом.



На портретах той эпохи почти не изображали улыбок, но обратите внимание - на первом и третьем портрете женщины слегка, но всё-таки улыбаются.
Tags: dynasty - tudors, живопись, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →