Терн (Марьяна Скуратовская) (eregwen) wrote,
Терн (Марьяна Скуратовская)
eregwen

Categories:

Гардеробная королевы Бесс

Портретов Елизаветы существует великое множество, но в большинстве случаев вовсе не сама королева притягивает взгляд, а её роскошные костюмы. Порой она даже теряется на их фоне. Ну что ж.. Елизавета, как и её отец, Генрих VIII, одевалась так, чтобы производить впечатление - и она этого добивалась. Давайте отвлечёмся от грустных историй и просто рассмотрим поближе платья Елизаветы.

Честно говоря, я не люблю елизаветинскую моду. Но некоторые платья могу подолгу разглядывать - просто как произведения искусства. Вот одно из них, его вышила и подарила королеве графиня Шрусбери, Бесс Хардвик. Обратите внимание на юбку - чего и кого там только нет...



А это портрет, написанный около 1580-85 года Маркусом Гирертсом старшим - у Елизаветы в руках оливковая ветвь, символ мира, платье изумительно вышито. Обратите внимание, у Елизаветы в руках перчатки - королева гордилась красотой рук, и демонстрировала их практически на всех своих портретах.



А вот еще одно платье с интересной вышивкой, известный "Rainbow portrait", "С радугой", написанный в 1600 году Исааком Оливером, учеником любимого портретиста Елизаветы Николаса Хилларда. Платье вышито цветами, а на мантии изображены глаза и уши, которые символизируют то, что королева всё слышит и видит. Змея на левом рукаве, символ мудрости, держит во рту крупный рубин - сердце королевы. Ну а жемчуг, который так любила Елизавета - символ девственности. Надпись слева означает "нет радуги без солнца", то есть и мир и спокойствие, которые символизирует радуга, возможны только благодаря королеве.



И еще одно платье с очень красивым растительным орнаментом - жаль, видна только часть пышно расшитой юбки (портрет написан в 1590):



На портрете, написанном в том же году, у королевы в волосах.. пара вишенок. Неужели настоящих?



Кроме жемчуга, на платьях Елизаветы можно часто увидеть рубины, например, как на этом:



Или этом - портрет изображает пожилую Елизавету. Неужели головной убор украшает тоже огромный рубин?.. Не похоже. Но тогда что?



Еще одно платье, расшитое рубинами:



Никто не смел превзойти королеву в пышности одеяния, и в поздние годы фрейлины Елизаветы должны были носить платья белые или серебристые, в то время как сама она одевалась во все цвета. (Вспоминается Джейн Сеймур, фрейлины которой должны были носить не менее ста двадцати жемчужин). Но, говорят, любимыми её цветами оставались черный и белый. Вот белое платье на портрете, написанном в 1590-92 гг. Герартсом (и снова тот же головной убор с огромным "рубином").



А вот в чем-то похожее платье.



Это деталь портрета, изображающего Елизавету, участвующую в процессии. Снова белое платье.



Но не следует думать, что Елизавета был расточительной. Несмотря на всю роскошь костюмов, она тратила на них куда меньше своих наследников. Платья зачастую переделывались, менялись рукава, воротники, драгоценности перекочевывали с одного платья на другое.

Вот деталь портрета, изображающего пожилую Елизавету - черное платье с прорезями, расшитое жемчугом.



А вот еще один портрет. Платье, по всей видимости, то же самое - те же прорези, та же вышивка, но другой воротник.



И в нём же Елизавета минимум на ещё одном портрете, только снова другой воротник.

А вот два роскошных портрета кисти Николаса Хилларда, оба написаны около 1575 г. (некоторые специалисты полагают, что второй был написан год спустя после первого, 1575и 1576 соответственно). Покрой платьев очень сходен, и там, и там одно и то же ожерелье и, по всей видимости, головное украшение. Первый - "Портрет с пеликаном" (подвеска на груди Елизаветы, пеликан символизирует любовь к подданным - помните легенду о том, что пеликаны раздирают себе грудь, пытаясь накормить птенцов собственной кровью? Эта подвеска присутствует еще на нескольких портретах), второй - "Портрет с фениксом". Снова подвеска, на этот раз символизирующая самопожертвование и возрождение.





На этих двух портретах обращают на себя внимание веера. Особенно на этом, написанном в 1575 г. неизвестным автором - веер из разноцветных перьев.



А здесь, кроме веера, обратите внимание на тончайшую, но очень богато расшитую вуаль.



И только на некоторых портретах Елизавета в строгих, даже элегантных платьев, скажем, как на этом портрете, написанном в 1583 г. Квентином Метсисом младшим, "Портрет с решетом". Решето - символ непорочности (у Петрарки весталка доказывает свою чистоту, принеся воду в решете и не проронив ни капли), и оно фигурирует еще на некоторых портретах королевы-девственницы.



А этот набросок молодой Елизаветы (1570 г., мастер - Зуккаро) я просто очень люблю:



И как же разительно отличается мода конца правления Елизаветы от моды её молодости.. Один из ранних её портретов, написанный неизвестным в 1560 г.



А вот портрет королевы Анны, супруги Якова I, сменившего Елизавету на престоле. Типичнейшее "елизаветинское" платье.



Кому, в сущности, и быть законодательницей мод, как не королеве?

PS Чтобы рассмотреть портреты подробнее, кликните на изображение - вся прелесть в деталях. :)
Tags: dynasty - tudors, fashion history, живопись, история с иллюстрациями
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments