Терн (Марьяна Скуратовская) (eregwen) wrote,
Терн (Марьяна Скуратовская)
eregwen

Из архивов: история стиля "милитари" в моде

Военный марш

"А я люблю военных! – А я... а я – военный стиль!"

"Милитари". В сущности, нам пришлось когда-то его полюбить. Мировые войны, разрушавшие весь уклад, в том числе и производство обычной одежды, привлекательность и эффектность парадных мундиров, удобство повседневной формы – всё, всё вело к тому, что в мир гражданских проникали поначалу отдельные предметы военного гардероба, а затем и одежда, специально сделанная в подобном стиле.

Что мы представим себе сейчас, если речь зайдёт о "милитари"? Ткани камуфляжной расцветки, хаки, цветов земли и песка; пальто, напоминающие шинели, и пиджаки, напоминающие мундиры; жёсткие прямые линии, воротники-стойки, пояса в виде солдатских ремней с пряжками или патронташей, отделка, напоминающая погоны или ордена. Обувь, платья, верхняя одежда, аксессуары – в стиле "милитари", который регулярно возвращается, может быть что угодно. Ему регулярно отдают дань известные дизайнеры, умеющие даже этот суровый стиль сделать женственным.

Весной 2009 года тысячи модниц по всему миру мечтали о жакете в военном стиле, ставшем буквально модным фетишем – дом моды Бальмен создал броскую, яркую вещь в военном стиле, так напоминающую... гусарский ментик?



А у Ральфа Лорeна на полгода раньше появился вызвавший куда меньше внимания (и напрасно) жакет, напоминавший о ярко-красных мундирах, которые некогда носили английские солдаты.



И это – тоже "милитари", только напоминающий вовсе не о Второй мировой, и даже не о Первой (а именно они, считается, породили этот стиль), а о временах куда более давних...
И верно. Сто и двести лет назад "милитари" тоже был в моде. Но – другой.

XIX век. Век, когда дамские наряды, силуэт которых менялся с ошеломительной для предыдущих веков частотой, всегда оставались, тем не менее, воплощением женственности. Завышенная талия и фигура, напоминающая античную статую; талия на естественном для неё месте и пышные юбки, которые ещё больше подчёркивали её тонкость; турнюры, привлекавшие внимание к изгибам тела. Бархат и шёлк, кисея и муслин, корсеты и панталончики, банты и перья, декольте и оборки – разве могло среди этого кружевного вороха женственности найтись место для чего-нибудь в военном стиле? Разве вяжется тогдашний образ идеальной женщины – хрупкой и нежной – с чем-нибудь военным в её гардеробе?
Ещё как! Ведь и военная форма была тогда совсем другой... До зелёных, коричневых, бурых цветов, которые будут помогать военным слиться с землёй, стать менее заметными, ещё относительно далеко. А пока что мундиры ярки, головные уборы эффектны – и как дамам устоять не только перед кавалерами в форме, но и самой этой формой?
Помните – "раздаются тары-бары, к нам приехали гусары?" Доломаны и ментики бравых гусар вдохновили модниц начала века на то, чтобы отделывать бранденбургами – двойными застёжек из шнуров – свои спенсеры и рединготы (первые представляли собой коротенькие, достающие только до сильно завышенной талии жакеты, вторые в тот период – длинную верхнюю одежду, причём и то, и другое тоже было заимствовано из мужской моды).



Бархат, тонкий хлопок, фланель – всё шло в ход. Главное – это отделка! И даже дамскую шляпку, добавив широкий подбородный ремешок и пышный султан из перьев, можно было сделать весьма похожей на гусарский кивер.



А в середине века в моду вошли так называемые "зуавские жакеты". Зуавы – это представители лёгкой пехоты французских колониальных войск, формировавшейся в основном из жителей Северной Африки, что, конечно же, не могло не отразиться на их костюме. Тёмно-синие куртка и жилет, ярко-красные широкие шаровары, голубой пояс, красная феска или белая чалма по торжественным случаям – так выглядели зуавы, когда их подразделения только возникли в 1830-ых годах в Алжире, таким написал солдата-зуава и Ван Гог в 1888 году. Восточный колорит на марше! Даже когда большую часть зуавов уже составляли французы, а не "туземцы", их военная форма по-прежнему сохраняла черты этого "национального костюма".



В первый раз внимание широкой публики зуавы привлекли во время Крымской войны (1856-58 годы), когда в газетах постоянно печатались военные новости, сопровождавшиеся фотографиями. А в конце 1850-ых свои подразделения зуавов появились и в США. Летом 1860-го года Элмер Эллсворт, которого президент Линкольн называл "самый великий маленький человек из тех, кого я знал", со своим образцовым отрядом зуавов отправился в поездку по стране, и их яркие, экзотические костюмы в восточном стиле, конечно же, не могли не привлечь внимание. Вскоре по всему Северу возникло множество добровольческих отрядов зуавов (впрочем, на Юге, где было множество выходцев из Франции, тоже), и все они носили подобную форму – с вариациями, конечно же.

И женщины тоже не смогли избежать соблазна – особенно если учесть, что вскоре их кавалеры сойдутся в войне между Севером и Югом.



Главной деталью костюма зуава была куртка – плотно облегающая, без воротника, заканчивающаяся немного ниже талии, отделанная контрастной лентой (обычно красного цвета). Именно её и позаимствовали дамы.

В отличие от мужских курток дамские жакеты были, конечно, сильно приталены, порой они расходились от талии изящной баской. Полы жакета были закруглены спереди, и он обычно застёгивался только у самого горла, а дальше полы плавно расходились. Были варианты, при которых он застёгивался и у горла, и у талии. Рукава были модной тогда формы "пагода", то есть узкие у плеча и расширяющиеся книзу, длиной "три четверти", то есть где-то на ладонь повыше запястья. Носили эти жакеты как дома, так и во время прогулок, в том числе и верховых. Домашние заканчивались чуть ниже талии, остальные были длиннее.



Поначалу их шили из чёрной шерсти с красной отделкой, затем из тонкой красной шерсти и отделывали чёрным галуном (и края, и рукава, и полы), укладывая шнуры в узоры в военном стиле. Однако время шло, и появилось множество разных вариаций. Когда жакеты только начали входить в моду, в 1859 в американском дамском журнале давали такие рекомендации: "Зуавские жакеты можно делать из чёрного сукна или шёлка, и носить дома – с теми юбками, что уже "пережили те времена, когда были полезны". Они особенно хорошо сочетаются с тёмными шелками, и в сочетании с поясом такого рода и с чёрной шёлковой юбкой подойдут для любого выхода на улицу. Для важных случаев чёрный шёлк отделывают комбинацией чёрно и тёмно-красного, чёрного и пурпурного, и т.д."

А феврале 1862 года в другом журнале, в разделе, посвящённом моде, писали: ""Зуавский" жакет можно сделать из тонкой тёмно-красной фланели, с оборками из шёлка, и отделать по краям шёлковым галуном, или, по желанию, бусинками или бисером. Эти жакеты сейчас в большой моде, и можно смело проявлять фантазию в выборе формы или материала".



Их стали шить не только из шерсти, но из шёлка, из бархата. Если раньше дамская мода требовала, чтобы верхняя и нижняя части дамского костюма были одного цвета и из одной ткани (например, чёрная юбка, чёрный корсаж и чёрный жакет), то теперь зачастую жакеты были контрастного со всей остальной одеждой цвета.

В своём дневнике, дошедшем и до наших дней, некая Анни Харпер писала (через одиннадцать лет после окончания Гражданской войны): "Твой дедушка привёз нам несколько отличных мужских пальто – чёрный шёлк, белая подкладка – и то, как мы превратили их в зуавские жакеты, вызвало восхищение наших юных друзей!"

В середине 1860-ых они начали понемногу выходить из моды, но, тем не менее, окончательно не исчезли (в конце концов, не все носят то, что носят... все). В середине 1880-ых и 1892 годах зуавские жакеты возвращались вновь, причём носили не только их самих, но и просто отделывали в подобном стиле корсаж платья, имитируя жакет.
Однако тогда, когда зуавские жакеты ещё были на пике моды, у них появился своеобразный партнёр. Как писали в 1862 году, "перестают носить старомодные корсажи, их место занимают щегольские зуавские жакеты с белыми шемизетками и рукавами, или же гарибальдийские рубашки".

Гарибальди! Вся Европа знала Джузеппе Гарибальди, героя Италии, боровшегося за освобождение страны от власти австрийцев. Он и его сторонники носили ярко-красные рубашки, и когда летом 1864 года Гарибальди посетил Англию, "гарибальдийки", женский вариант красной рубашки Гарибальди, уже бывшие к тому времени в моде, стали ещё более популярны.



В первый раз они упоминаются в 1860-ом году: "Гарибальдийский жакет из ярко-красного кашемира с золотой отделкой в военном стиле, был провозглашён "жемчужиной сезона". А в одном лондонском журнале в августе 1861 года давалось подробное описание: "По форме они напоминают мужские рубашки, со складками впереди, отложным воротником и манжетами, достаточно длинные, чтобы заправить их в юбку; или же их можно носить "а ля зуав", поверх юбки, и оба вариант будут весьма элегантны".



А вот ещё один вариант: "Гарибальдийка, рубашка, которая нынче настолько в моде, сделана из очень яркой красной французской мериносовой шерсти, отделана чёрным, и застёгивается впереди пуговицами, обтянутыми чёрной шерстью. У рубашки узкий воротничок, на плечах отделка из тесьмы, а под воротником надёт узкий чёрный шёлковый галстук. Рукава собраны у запястий, тоже отделаны тесьмой, и застёгиваются на пуговицы".

Одежда, в которой свобода отвоёвывалась на баррикадах, превратилась в модную и такую желанную для тысяч модниц вещицу! Не будем осуждать прекрасных аристократок и их подражательниц – в конце концов, каждый делает, что может.

Гарибальдийки могли быть уже не только красного цвета (цвета, который, как замечали модные журналы, больше подходит ярким брюнеткам; блондинкам же предлагали, к примеру, жёлтый и бледно-розовый). Их отделывали чёрной или золотой тесьмой "в военном стиле", чёрным бархатом или сукном, золотыми пуговицами, а могли оставить совсем простыми, разве что сделать подкладку из белого шёлка. Зачастую гарибальдийки и зуавские жакеты носили вместе.



Словом, как мы сейчас носим юбки цвета хаки, или пальто-шинели, точно также и дамы позапрошлого века носили вещи, напоминавшие о том, в чём сражались мужчины.
А что будут носить наши пра-правнучки? Наверное, это зависит от того, какой тогда будет военная форма. Скафандры?

А может, войн не будет, и военный стиль выйдет из моды?.. Знаете, это самое малое, чем можно пожертвовать ради такого.
---

PS Жаль, я тогда не написала о военном стиле Первой мировой... Ну, как-нибудь.
Tags: fashion - архив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments