Терн (Марьяна Скуратовская) (eregwen) wrote,
Терн (Марьяна Скуратовская)
eregwen

Из архивов: история розового цвета в моде

Раз уж мы тут последние дни неоднократно поминали розовый.. )

Имя розы

Можно сказать, что этот цвет банален – мало кто из новорождённых девочек избегает участи быть обвязанной именно такой лентой, когда её торжественно везут домой, да и потом, когда её уже наряжают в платьица – как же, ведь это "цвет для девочек"! Цвет бантов, кукольных нарядов, цвет тех, кто вырос, но так и остался ребёнком, такой слащавый, чересчур нежный...
Но наивный, казалось бы, розовый, не так прост. В конце концов, это цвет, получившийся из смешения пурпура, к которому мы зачастую добавляем эпитет "царственный", и белого. Да, он бывает бледным. Но есть яркие "шокирующий розовый" и "фуксия". Да, он ассоциируется с детством... Но не только – с любовью тоже. Он капризен, любит пококетничать, не прочь показаться фривольным в виде помады или нижнего белья, а если входит в моду, то бросается в глаза всем, даже тем, кто к нему равнодушен. Вспомните увлечение розовым в начале нынешнего десятилетия, когда нельзя было обернуться и не увидеть розовую блузку, розовую юбку, розовую сумку, или увлечение оттенками яркими оттенками вроде "фуксии" в последние годы! Загляните в последний номер модного журнала – там непременно будет что-то розовое. Зато он... жизнерадостен. Розовый цвет вполне можно не любить, но давайте не относиться к нему чересчур снисходительно. В конце концов, у него тоже своя история.

Ах (женщина в розовом может ахать с чистой совестью – все примут как должное её восторженность), каких только названий нет у разных оттенков розового! В честь маркизы де Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV, назван был особый цвет, используемый при росписи севрского фарфора. А восхитительно-выспренний "цвет бедра испуганной нимфы"? Считается, что именно так был назван сорт розы, выведенный в самом начале XIX века, розовый с лёгким жёлтым оттенком. И в "панталонах цвета cuisse de nymphe effrayée, как он сам говорил", является на приём князь Ипполит в "Войне и мире". А где "бёдра испуганной нимфы", там и "ляжка испуганной Машки" – так обыгрывали когда-то название цвета подкладок офицерских, и, соответственно, солдатских мундиров при императоре Павле (да, не такой уж, получается, и "исключительно дамский", этот розовый цвет). Розовый букет названий – "парнасская роза" с фиолетовым отливом, "старая роза" – грязно-розовый, "пепел розы" – серый с розовым отливом, фрезовый (от фр. fraise, земляника) – с сиреневым оттенком, "гортензия" – нежно-розовый. "Резвая пастушка" и "весёлая вдова" (XVIII век был не прочь пошалить с названиями). Словом, есть из чего выбрать, правда?
И начали выбирать. Говорят, что Козимо Медичи, правивший Флоренцией в XV веке, полагал – благородного из мужчины сделают два тюка розовой ткани. У достойного горожанина должна быть достойная же одежда...

Знакомая нам по романам Дюма французская королева Екатерина Медичи носила роскошное, усыпанное жемчугом платье, нижние рукава которого, как и виднеющаяся в разрезе юбка, были из нежно-розового атласа. Из розового атласа же были и нижние рукава чёрных докторских мантий, а маленький король Шотландии, будущий король Англии Иаков VI, носил розовые чулки.



В XVII веке розовый почувствовал себя ещё увереннее – нежно-розовые юбки, жакеты, галстуки, мелькающие в разрезах яркие подкладки.



Но царствовать он начал в веке XVIII, веке столь же кокетливом и галантном, как сам розовый цвет. Эпоха пастельных оттенков, эпоха пудреных париков (порою розовых!), пышных, как цветы у махровых роз, юбок...



XIX век не захочет расставаться с розовым. В каком платье отправятся на свой первый бал Наташа Ростова и Соня? "На них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже". Розовые туфельки на высоком каблуке наденет на бал Китти в "Анне Карениной". Розовыми были бальные платья, домашние, прогулочные – нежные и жизнерадостные.



Но розовый – это и цвет соблазна. Ведь, помимо прочего, это цвет тела. Так описана героиня одного из романов Золя: "Теперь он рассмотрел ее туалет – платье из бледно-розового индийского кашемира, очень мягкое, облегавшее ее, как пеньюар; оно не столько одевало, сколько раздевало ее. Нежная ткань колыхалась, как живая, на ее руках и груди; пышные складки мягкой юбки подчеркивали округлость ног. Это была нагота – искуснейшая, обдуманная и соблазнительная. Все было рассчитано: даже талия сделана повыше, чтобы резче выделить бедра. Из-под платья не виднелось ни краешка нижних юбок – на ней, казалось, вовсе не было белья. И при всем том она была чудесно одета".





ХХ век не отставал. "Бриллианты – лучшие друзья девушек", а одним из лучших друзей Эльзы Скьяпарелли, знаменитого итальянского модельера, оказался розовый бриллиант, принадлежавший одной из её клиенток. Он и вдохновил Эльзу на создание цвета, который навсегда останется связанным с её именем – "шокирующий розовый". Она описывала его так: "жизнерадостный, словно весь свет, и все птицы и рыбы в мире соединились воедино, цвет Китая и Перу, но не Запада". Однако Запад его принял, а Скьяпарелли с наслаждением с ним играла. Розовый "каблук" её знаменитой чёрной бархатной шляпки в виде туфельки – автором эскиза был знаменитый художник Сальвадор Дали, и шляпку, воплощённую Эльзой, носили и она сама, и Гала Дали, супруга художника. Кто-то создавал строгие костюмы, кто-то – подчёркнуто-элегантные, а Скьяпарелли, прежде всего, смелые, даже дерзкие. И зачастую именно розовые, своего "фирменного" цвета. Вот вечернее платье, чей яркий розовый цвет приглушён полупрозрачным верхним слоем, делается из вызывающего почти нежным. А ещё были жакеты, картонки для шляп, и даже обложка автобиографии. Говорят, похоронили Скьяпарелли тоже в ярко-розовом...



Но розовый, который мог быть и ярким, и спокойным, любила не только она. Розовым восхищался Кристиан Диор, в розовом творил Кристобаль Баленсиага. Розовый временами уходит только для того, чтобы вернуться – очередным модным оттенком.

С какими другими цветами можно сочетать розовый? О, тут нельзя не вспомнить Чехова, надолго заклеймившего сочетание розового и зелёного. Помните пьесу "Три сестры"? Входит героиня "в розовом платье, с зелёным поясом".
Ольга. (Вполголоса испуганно.) На вас зеленый пояс! Милая, это не хорошо!
Наташа. Разве есть примета?
Ольга. Нет, просто не идет... и как-то странно...
Наташа (плачущим голосом). Да? Но ведь это не зеленый, а скорее матовый.

Предполагал ли Антон Павлович, что эти несколько строчек и много лет спустя станут не то чтобы неписаным – как раз писаным, из знаменитой пьесы – правилом для множества женщин? Розовое с зелёным сочетать нельзя! А ведь с этим можно и нужно поспорить... Кто знает, какого именно оттенка были платье и пояс Наташи – быть может, они и в самом деле не сочетались друг с другом, но ведь дело именно в оттенках. Сочетание розового и зелёного носили до Чехова, носили и после. Даже выше герой "Войны и мира", заметим, был не только в розовых панталонах, но и в тёмно-зелёном фраке... Главное, выбрать цвета так, что бы они смотрелись не менее гармонично, чем розовая роза на фоне своих зелёных листьев.

Бледный, нежный розовый – с бледно-серым же или фисташковым. Ярко-розовый? Можно попробовать фиолетовый или тёмно-зелёный. Фуксия? Может быть, сливовый? Да мало ли – кремовый, лавандовый, и даже (не падайте в обморок, ценители сдержанных сочетаний) оранжевый. Просто нужно "угадать". И тогда, если вам встретится описание "зелёного платья, вышитого розовым бисером", вы уже не будете морщиться, а попытаетесь представить, как это – может быть, действительно красиво? И если подруга подарит вам кремовый платок с узором из розовых цветов и светло-зелёных листьев, не упадёте в обморок, а присмотритесь и поймёте – да, что-то в этом есть... И смело повяжете к тёмно-серому пальто шарф цвета фуксии.
Tags: fashion - архив, fashion - цвет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments