Терн (Марьяна Скуратовская) (eregwen) wrote,
Терн (Марьяна Скуратовская)
eregwen

Барраяр: женский костюм

Личная концепция, созданная для одной игры.

Канон: ориентация на эдвардианскую эпоху.
Хедканон: отказать эдвардианской эпохе.


Причина: противоречие логике развития костюма. Несмотря на то, что мы не обязаны следовать реалиям Старой Земли, тем не менее, в костюме, как и в остальных областях, ничего не происходит просто так.

На самом деле для эпохи характерны:
1) Первый период, 1900-1907: S-образный корсет, сильно деформирующий фигуру, так что она перегибается в талии, отчего тело приобретает неестественное положение: про дам говорили, что сначала в комнату входит бюст, затем сама дама, а пятая точка запаздывает.
2) Огромное, действительно огромное количество прихотливой и непрактичной отделки – гипюровые вставки, кружева, оборки, рюши, розетки из лент и прочее.
3) Второй период, 1908-1914: Когда S-образный силуэт уходит в прошлое и фигура выпрямляется, новым корсетом начинают туго стягивать бёдра, стараясь сделать фигуру как можно более узкой, вытянутой.
4) Параллельно с этим одежда, которую шьют из тонких, свободно развевающихся и ниспадающих тканей, приобретает из-за этого специфический и экзотический характер, который в то время определялся как mode lingerie, "бельевая мода".

Ничего подобного в текстах мы не находим. Единственное, что связывает эдвардианскую эпоху и канон, это комплект "юбка, блузка, болеро". Действительно, именно в таком формате костюм существовал. Однако силуэт, ткани и отделка эдвардианского периода настолько специфичны и неудобны, что представляется крайне маловероятным, что на Барраяре существовало нечто подобное. Кроме того, эдвардианский период был коротким, переходным. Существование подобной моды на протяжении долгих лет, во-первых, маловероятно, во-вторых, "замораживает" костюм на этот период, что не логично.

Однако "костюм-тройка" существовал и до эдвардианской эпохи, и после, так что нужды привязываться к нему нет. Исходя из этого, барраярский женский костюм логичнее простроить на основе стиля "нью лук" середины XX века, который, в свою очередь, является откликом на моду середины XIX века. Это даёт нам возможность представить костюмы и времён Изоляции, и времён окончания Оккупации, и времён правления Грегора в развитии.

Необходимые элементы, а именно: длинные юбки, блузки, жакеты – присутствуют. Специфический силуэт, который затрудняет передвижение и мешает репродуктивной функции – отсутствует.
Элементы костюма, которые присутствовали на Старой Земле и которых не было на Барраяре:
1. Каркасы для юбок, то есть кринолины и турнюры. Причина: они мешают езде на лошади, а без этого жизнь фор-леди немыслима.
2. Жёсткие корсеты с сильным утягиванием талии. Вред этого очевиден человечеству уже давно, а поскольку необходимо сохранять семейное наследие и передавать положение и титулы следующему поколению, репродуктивной функцией не рискуют.

Может возникнуть вопрос: почему мы можем отказаться от этих ненужных элементов и строить костюм на основе середины XIX и XX веков, и при этом не можем так же поступить с эдвардианской эпохой? Ответ: ненужные элементы эдвардианской эпохи для неё наиболее характеры, они костюмообразующи. А для периода середины двух веков – нет. Отказавшись от них, видоизменив, мы всё равно сохраняем подходящий образ.

Период Изоляции

Исходя из того, что до окончания этого периода у нас не было искусственных тканей, и костюм был крайне консервативен, он выглядит так:

Бельё: сорочка, корсет, панталончики, нижние юбки (от одной до пяти). Отличие от земного костюма: корсет не жёсткий, и не столько стягивает талию, сколько поддерживает грудь. Заканчивается на 10 см ниже естественной линии талии. Вместо земных панталон, которые надевались так, чтобы нижний край корсета прижимал их к телу, и, соответственно, отправлять естественные надобности, не снимая этой конструкции, дама могла только через разрез в панталонах, барраярки носят "пышные трусы" – короткие свободные панталончики с верхним краем на резинке (да, эластичные материалы быть должны, на Земле они были известны ещё в первой трети XIX века, но их для этого использовать не догадались!); заправлять их под корсет нет нужды.
Чулки – либо на резинке, либо пристёгиваются к панталончикам, либо к корсету.

Повседневный костюм: юбка длиной до щиколотки или ниже, в меру пышная (эту пышность поддерживают нижние юбки), к ней – болеро или жакет. Под болеро/жакет надета блузка или вставка, блузку имитирующая.
Парадный костюм: то же самое, но из нарядных тканей, или же жакет заменяется облегающим корсажем с болеро.

Период от окончания Изоляции до Оккупации

То же самое, с изменениями: повседневная юбка становится на 10 см короче, в костюм понемногу начинают проникать искусственные материалы.

Период Оккупации

В связи с оккупацией костюм почти не развивается, однако при этом упрощается. В частности, юбки укорачиваются ещё больше. Итого к концу периода они могут быть выше щиколотки на 15 см .

Период окончания Оккупации

В связи с огромной нехваткой мужчин, павших на войне, женский костюм становится менее консервативным и более сексуальным.

Юбки укорачиваются до уровня 20 см от щиколотки, то есть до середины икры (выше подол в костюмах фор-леди больше не поднимется даже во времена Грегора – всему должен быть предел).
Укороченными теперь могут быть не только повседневные юбки, но и парадные, и у женщин есть выбор – демонстрировать на балах и приёмах ноги или нет (земной аналог – появление в эпоху "нью лук" коктейльных платьев, то есть нарядных, но не длинных, система останется такой же и во времена Грегора).

Жакеты могут надеваться без блузок и имитирующих их вставок, и открывать грудь в узком декольте.

Самые консервативные женщины, если выбирают нарядное платье, по-прежнему носят поверх него болеро с длинными рукавами, просто консервативные носят платья с болеро без рукавов, то есть, фактически, с жилетами. Наиболее смелые женщины надевают платья без болеро и жакетов, чем скандализируют светское общество.

Конец правления Эзара

Костюм строится по тем же принципам, но становится более лёгким и удобным. Так, на смену корсетам из натуральных тканей приходят облегчённые версии из эластичных искусственных тканей (земной аналог – корсеты "нью лук"), то же касается всего остального белья. Например, несколько нижних юбок могут быть заменены пышной юбкой из сетки.

Кроме того, костюм становится менее консервативным: так, в парадных платьях от болеро отказываются, полностью переходят на жилеты.

Правление Грегора

Тенденции – те же, то есть сохранение тех же форм при большем комфорте и меньшей консервативности (например, допустимым становится появление в парадном платье с декольте и без жилета). Расширяется ассортимент тканей, костюмы шьются не вручную.

В качестве памяти о прошлом и верховой езде – сапоги по-прежнему могут быть частью парадного, даже бального костюма.

Императрица Лаиса вводит в моду комаррианский костюм - блуза и брюки.
Tags: fashion в РИ, книги - Буджолд
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 130 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →